Догматическое богословие.
Архимандрит Исаия
Бог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени "охлаждения" Ангелов в любви, как учил Ориген. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, - лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету67, но степени их ведения и совершенства неодинаковы.
Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, "как бы в преддвериях Божества", у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.
Шестокрылые Серафимы (евр. - пламенеющие, огненные), о которых говорится только у пророка Исайи (Ис. 6:2), пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла (Иез. 1). Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6-7). Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1:10), поэтому Бог именуется седящим на херувимах (1 Цар. 4:4).
Херувим охранял вход в рай (Быт. 3:24). Изображения двух Херувимов осеняли Ковчег завета, место непосредственного присутствия Божия (Исх. 25:18-20). Царь Тирский, символизирующий, по мнению святых отцов, сатану, назван херувимом осеняющим (Иез. 28:14), что указывает на первоначальную близость его к Богу.
Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть "реки премудрости" и "места Божия успокоения"; отсюда некоторые из Херувимов именуются "Престолами", поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог68.
Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодатъ чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня (Откр. 8:7).
В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их деятельность к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения.
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.
Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: "Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя"69.
Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин: "Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю".
Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1:21).
Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом, представляет большие неудобства. "Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии". Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери "восходит от земли на небо" совершенно независимо от ангельской иерархии70.
Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов.
В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов:
1)Михаил (с евр. - "кто как Бог"; Дан. 10:13;
Иуд. 1:9) - Архистратиг бесплотных Сил.
2)Гавриил (с евр. - "муж Божий"; Дан. 8:16;
Лк. 1:19) - служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.
Четыре имени встречаются в неканонических книгах:
3)Рафаил (с евр. - "помощь Божия"; Тов. 3:16) - целитель недугов.
4)Уриил (с евр. - "огонь Божий"; 3 Езд. 4:1) - служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.
5)Селафиил (с евр. - "молитва к Богу") - служитель моления, научающий молитве.
6)Иеремиил (с евр. - "высота Божия"; 3 Езд. 4:36).
Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:
7)Иегудиил (с евр. - "хвала Божия") - помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.
8) Варахиил (с евр. - "благословение Божие") - служитель Божиих благословений.
Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: "Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр. 1:4). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт.
Существуют молитвы с прошениями к каждому из Архангелов соответственно их служению.
1. Святый Архангеле Михаиле, победителю, победи
страсти моя.
2. Святый Архангеле Гаврииле, вестниче Божий,
возвести мне час смертный.
3. Святый Архангеле Рафаиле, целителю, исцели мя от болезни душевныя и телесныя.
4. Святый Архангеле Урииле, просветителю, просвети моя чувства душевныя и телесныя.
5. Святый Архангеле Иегудииле, прославителю, прослави мя добрыми делами.
6. Святый Архангеле Селафииле, молитвенниче, моли Бога о мне, грешнем.
7. Святый Архангеле Варахииле, благословителю, благослови мя, грешнаго, всю жизнь провождать в душевном спасении.
8. Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, сохрани душу мою грешную.
9. О Пресвятая Владычице моя Богородице, вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел и вси святии, помилуйте мя, помозите мне в жизни сей, во исходе души моея и в Будущем Веце. Аминь